психоанализ, психоаналитик, психоаналитическая психотерапия
Что происходит на психоаналитическом приёме?
- Допустим, я - Ваш новый клиент - записался на первый приём. Что я должен говорить?
- Допустим, я - Ваш новый клиент - записался на первый приём. Что я должен говорить?

- Если бы этот вопрос мне задал сам клиент, то можно сказать половину работы он уже проделал.

- В смысле?... Он же ещё не начал...

- Да, но из уст самого клиента прозвучало то самое слово, которое наиболее точно раскрывает его текущее состояние, - то состояние, в котором он пытается решать проблемы. В данном случае он идёт на приём с ощущением, что он что-то "должен" или кто-то "должен" ему или как-то "должно" и т.д. ... Из своего опыта могу сказать, что настрой клиента на приёме не случаен и непосредственно связан с характером затруднений и с трудностями в их преодолении.

- И что тогда?

- Ну, "что тогда?"... Тогда я отмечаю это (про себя или вслух) и продолжаю беседу, помогая раскрывать как можно полнее содержание всех этих внутренних требований клиента, которые "включились" как бы сами собой. Самый первый порыв, выраженный словом "должен", был неосознанным или точнее автоматическим выбором, который в огромной мере обусловлен прошлым опытом. Клиент также как и Вы даже не успел уловить тот момент, когда стал на привычную для себя тропинку, по которой пытается двигаться к новой(!) ситуации нового(!) знакомства с новым(!) человеком.

- И что это мне даст как клиенту?

- Понимание...

- Так оно и так у меня уже есть! Я каждый вечер объясняю себе причины своих проблем. Но это ничего не меняет, и я пришёл к Вам.

- Зачем-то же Вы пришли...

- ...

- Нет, я говорю о другом понимании... Я говорю о понимании той бессознательной установки, которая заставляет мысль двигаться по кругу. Такие мысли ничего не меняют, лишь утомляют и вызывают чувство бессилия. Если мысль не обладает действенной силой, консервирует и парализует активность, но не умиротворяет, значит это не(!) понимание. Это ловушка. И изменить ситуацию можно только поняв, как мысль попадает в этот замкнутый круг. В случае нашего воображаемого клиента, не обрати мы внимания на его "долженствования" (увидеть которые проще всего в процессе общения), рассказ клиента свёлся бы к хорошо ему знакомому "безысходному" описанию и излиянию чувств.

- Но ведь я пришёл поделиться своей проблемой...

- Вне всякого сомнения! Ваш рассказ безусловно важен. Мало того, если бессознательный настрой не так очевиден как в Вашем примере, то свободный(!) рассказ клиента и внимательное его слушание(!) - это единственный способ понять ситуацию и что-то ещё...

- ...

- Просто когда в ходе приёма удаётся предположить некоторую бессознательную установку, оказывается очень полезно подумать о проблеме с этой точки зрения. Очень вероятно, что именно под таким углом проблема ещё не рассматривалась.

- Ну, хорошо. Давайте рассмотрим мою проблему с этой точки зрения.

- Вы имеете в виду, с той точки зрения, что Вы что-то должны?

- Да.

- Хорошая мысль! Давайте рассмотрим.

- (Пауза) И?...

- Похоже, это настолько для Вас необычно, что Вы снова ждёте моих указаний...

- Вы угадали. Жду...

- Если я буду направлять Вашу мысль, её течение не будет свободным.

- Да мне дела нет до того, будет она свободной или нет! Я пришёл с проблемой, чтобы её решить!

- Вы хотите, чтобы я это сделал за Вас?

- А за что я плачу Вам деньги?

- Посмотрите как незаметно требовательность к себе обернулась требовательностью ко мне...

- Разговор впустую...

- ... стоило мне поддержать Вашу инициативу, как вся ответственость тут же легла на меня.

- А иначе она лежала полностью на мне!

- И для Вас это настолько невыносимо, и так сильно злит, что очень хочется дать мне прочувствовать всю тяжесть этого бремени...

- ...

- ... с которым Вы пришли ко мне.

- ...

- Вы о чём-то молчите?

- Да. Мне приходят на ум вещи слишком личные, чтобы говорить о них, зная, что наша беседа будет опубликована.

- Совершенно с Вами согласен. Я предлагаю завершить нашу "виртуальную" консультацию и вернуться к повседневному разговору.

- ...

- Вы хотите что-то сказать?

- Да... Я не ожидал... Мне казалось, что я легко смогу рассказать - даже публично - об одном из сложных моментов в моей жизни. Но в конце мне это представилось чем-то личным... слишком личным!... Я не ожидал...

- Мне кажется, в ходе беседы Вы стали относиться как-то более серьёзно к этому "сложному моменту".

- В общем-то да...

- Ну, что ж... Ограничимся тогда этим результатом... Вы изменили отношение к проблеме.

- Да, я изменил отношение к проблеме.

- ...

- Но как Вы меня разозлили!

- Это нормально.

Продолжение следует...

Как организована психоаналитическая работа
Регулярные встречи по 50 минут в кабинете психологической консультации. Психоаналитическое лечение - это "лечение разговором".

Как лечит психоанализ?
Пациент с аналитиком занимаются тем, что постоянно выясняют отношения.

Что происходит на психоаналитическом приёме?
- Допустим, я - Ваш новый клиент - записался на первый приём. Что я должен говорить?